Освещение в интерьере

При рассмотрении вопроса об оптимальном освещении жилых помещений необходимо учитывать несколько факторов, один из которых - назначение и площадь помещения. Практически в любом помещении целесообразно обеспечить сразу два основных вида освещения – общее и локальное.

Первое служит для общего освещения, второе – может служить освещением рабочего места или подсветкой для декоративных деталей, конструктивных особенностей интерьера. Различные источники и подсветки могут располагаться по всей квартире – в нишах, над полочками, над картинами, у изголовья кровати, могут служить для визуального расширения пространства в узких коридорах, «опустить» или «приподнять» потолки и т.п.

Однако, при всем многообразии возможностей следует стремиться к созданию ровного, рассеянного света, по спектру приближенного к естественному. Такой свет способствует творческому состоянию, а перепады яркости быстро утомляют. Поэтому при выборе светильников лучше узнать заранее, не создает ли он контрастных границ света или резких теней (речь идет о светильниках с плафонами необычной формы).

Примерным параметром для того, чтобы планировать количество освещения, служит упрощенная формула – 20 Вт мощности на 1 кв.м. площади. Далее рассчитанную мощность корректируют в зависимости от дизайна интерьера комнаты и образа жизни ее обитателей. Так, если в гостиной планируется большая люстра, лучше регулировать ее свет с помощью диммера (регулятора освещенности) – тогда можно устанавливать максимальное освещение при приеме гостей, и более спокойное – в остальное время. Дополнительно к подобным расчетам дизайнер учитывает цвет и фактуру стен, мебели, индивидуальные особенности восприятия того или иного цвета заказчиком. Не случайно существует термин «световой дизайн». Для особенно крупных проектов дизайнеры-декораторы привлекают дизайнеров по свету как отдельных специалистов.

Большие возможности для выражения дизайнерской мысли предлагает неоновое освещение. Трубки неоновых ламп могут быть различного диаметра, с их помощью можно смоделировать как подсветку потолков, так и самостоятельный светильник. При использовании специальных трансформаторов неоновая подсветка может менять свой цвет на любой из доступных цветов, что позволяет придавать интерьеру разное цветовое освещение. При необходимости можно задавать программу смены света в помещении согласно определенному графику, например – «восход-закат».

Теперь немного практичной информации:

  • Темная отделка стен снижает степень освещенности на 20-40%.
  • Плафон люстры «забирает» до 20% освещенности в зависимости от степени прозрачности.
  • При установке светильников прямые лучи от источника света не должны попадать в глаза под углом менее 30 градусов к горизонту, то есть не должны возникать слепящие, а также отраженные лучи.
  • Большинство ламп накаливания имеют теплый тон света, что наиболее подходит для жилых помещений, так как подчеркивает теплые цвета -бежевые, красные, желтые оттенки усиливаются, а «холодные» цвета бледнеют, сереют.
  • Галогенные лампы с белым цветом лучше подходят для подсветки архитектурных деталей, усиливают впечатление от ниш, передача цвета сохраняется лучше, чем при использовании ламп накаливания.
  • Для достижения наилучшей цветопередачи лучше подходят люминесцентные лампы, но надо учитывать, что они могут быть дневными, белыми, тепло-белыми, холодно-белыми.
  • При выборе холодного тона света лампы следует учесть, что теплые цвета в помещении будут ослабляться, а впечатление от холодных цветов – голубого, синего – будут усиливаться.
  • При определении количества и положения светильников надо учесть, что в интерьере должно быть одно доминирующее световое пятно.

Пользуясь рекомендациями, приведенными ниже, Вы можете определить, какой эффект будет производить светильник, планируемый в том или ином помещении:

  • Прямое освещение - плотный абажур, световой поток падает вниз. Потолок остается темным, предметам придается контрастность светотени, создается прямое освещение. Дополнительные источники освещения (подсветка) дают наилучший эффект.
  • Белый матовый плафон дает равномерное, рассеянное освещение, меньше всего воздействует на эмоции, не создает резких теней от предметов.
  • Частично отраженное освещение - прозрачный абажур, световой поток направлен вверх. Не создает резких теней, предметы лишены объема. Хорошо подходят для низких, светлых потолков.
  • Отраженное освещение – плотный темный абажур, свет падает только на потолок (затем отражается вниз). Способствует расслаблению, отдыху.

Это лишь основные моменты, которые помогают планировать освещение в жилом пространстве. Как правило, дизайнер учитывает некоторые дополнительные особенности помещений для грамотного предложения по освещению интерьера.